С 1 июля 2016 г. закон о стандартизации в России заработал в полном объеме
« НазадС 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». На всех этапах подготовки проект 162-ФЗ разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями.
29 сентября 2015 г. закон вступил в силу, дав возможность закрепления ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах. Правительство РФ и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе.
Одной из ключевых норм закона является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании объекта закупки в конкурсной документации. При закупке продукции с уникальными характеристиками (в т.ч. инновационной) заказчик сможет ее приобрести, обосновав такие требования.
В законе четко прописаны правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе их публичного обсуждения с участием всех заинтересованных лиц, полномочия комиссии по апелляциям, необходимость достижения консенсуса при разработке национального стандарта.
Принципиально новой нормой является включение технических условий (ТУ) в список документов по стандартизации. В том числе, предусмотрена возможность проведения экспертизы ТУ в технических комитетах по стандартизации.
Вводится Знак национальной системы стандартизации и правила его использования.
Закон также указывает на ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом).
Отдельное место в новой системе стандартизации отведено работе по стимулированию бизнеса к участию в национальной и международной стандартизации, в том числе на уровне конкретно прописанных инструментов (к примеру, субсидирование по ряду направлений).
Среди главных целей введения в действие новой системы стандартизации - кратное повышение качества отечественной промышленной продукции и ее конкурентных возможностей.